«Использование пальчиковых игр, основанных на малых фольклорных формах для развития речевых навыков»
14.02.2024
Ученые мира о связях движений пальцев рук и речи: В.М. Бехтерев невропатолог и психиатр писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Д. Сели, английский психолог, также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речевых областей совершенствуется под влиянием двигательных импульсов от рук. Влияние импульсации мышц рук значительны в младшем дошкольном возрасте, пока идет формирование речевой моторной области.
Работа по развитию речи проводится интенсивно в первые годы жизни, когда все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке в период их естественного формирования.
Для развития мелкой моторики, для усвоения названий предметов очень большое значение имеют действия с ними. Движения пальцев рук у людей совершенствуется из поколения в поколение. У детей наблюдается выраженная в разной степени моторная недостаточность и отклонения в движении пальцев рук. В системе работы по обучению и воспитанию у таких детей надо проводить коррекционную работу. В работе использовать всевозможные упражнения и игры. Игры обеспечивают хорошую тренировку пальцев, создают благоприятный эмоциональный фон.
Движение пальцев превращается в мысль, которая влечет за собой превращение ее в слово. Работу по тренировке пальцев рук нужно давать как можно раньше. Пальчиковая гимнастика проводится в течение дня 3-5 минут, можно в начале или середине занятия в форме физкультминутки.
Гимнастика для пальцев.
Первый этап:
1. Начинать с разминки пальцев рук
2. Простые упражнения всей кистью
3. Работа двумя руками одновременно
Второй этап:
Пальчиковые игры с упражнениями, состоящими из серии последовательных движений.
Третий этап:
Графический этап (на листах), например: «Волны большие маленькие». В процессе тренировки совершенствуется память, внимание. Наивысшую тренировку развитию пальцев рук обеспечивают народные игры «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.
Народные игры формируют мыслительный процесс. Пальчиковые народные игры способствуют развитию мысли, внимания, слуха, памяти, творчества, речи.
Литература:
- Вольнова Л.Н. Движение, мысль, слово. Пермь – 1999г.
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991г.
- Пальчиковая игра. Журнал «Ребенок в детском саду» №6, 2003г., с.21
- Речевое развитие. Журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2007г., с.103
- Фольклор в познавательном развитии. Журнал «Дошкольное воспитание» №9, 2004г.