Психолого-педагогическое сопровождение и социальная помощь
14.02.2024
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная система, в процессе деятельности которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития и обучения каждого обучающегося в процессе обучения.
Сопровождение ребенка в процессе дошкольного обучения предполагает реализацию следующих принципов:
- Следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном этапе его жизненного пути.
Сопровождение опирается на психические личностные достижения, которые реально есть у ребенка и составляют уникальный багаж его личности. Психологическая среда не несет в себе влияние и давления. Приоритетность целей, ценностей, потребностей развития внутреннего мира самого ребенка.
Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно строить систему отношений с миром, окружающими людьми и самим собой, совершать личностно значимые позитивные жизненные выборы.
В основе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста лежат психологические особенности детей на каждом возрастном этапе развития, кризисные периоды, а так же психологические новообразования.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
- сохранение и укрепление здоровья детей
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка
- помощь (содействие ребенку) в решении актуальных задач развития, обучения, социализации
- выявление первичных возможностей развития
- развитие психолого-педагогической компетентности (психолого-педагогической культуры) детей, родителей, педагогов.
Направления работы по психолого-педагогическому сопровождению в ДОУ
- Профилактика – это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем,
- диагностика,
- консультирование (индивидуальное и групповое),
- развивающая работа,
- коррекционная работа,
- психологическое просвещение и образование.
Если в коррекционно-развивающей работе специалист системы сопровождения имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний, может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей – смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в воспитательной работе.
На уровне ДОУ задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т. д.) по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. На данном уровне так же реализуются профилактические программы, охватывающая значительные группы детей осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа
В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежит: во-первых, возрастные особенности детей на разных периодах развития; во-вторых, психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Психолого-педагогическое сопровождение не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», а выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитании и развития нового поколения.