Психолого-педагогическое сопровождение
17.01.2025
В основе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса заложены следующие принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности педагога-психолога, учителей-логопедов, воспитателей, других специалистов МБДОУ;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психолого-педагогическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. педагог должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия;
- принцип своевременности – любое психолого-педагогическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип активности ребенка в образовательном процессе;
- принцип практической направленности;
- принцип эмоционально-ценностной ориентации образовательно-воспитательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психологической помощи в сложной жизненной ситуации.
Целью психолого-педагогического сопровождения является содействие созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, и обеспечивающей условия для получения качественного образования детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, охраны здоровья и развития личности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и других участников образовательного процесса.
Задачи психологического сопровождения образовательного процесса:
- содействие реализации требований федерального государственного образовательного стандарта к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, в том числе имеющими ограниченные возможности здоровья;
- анализ социальной ситуации развития в МБДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения, содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в детском саду;
- мониторинг психолого-педагогического статуса ребенка ; содействие индивидуализации образовательного маршрута;
- содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, а также формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
- распространение и внедрение в практику педагогов достижений в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии;
- взаимодействие с городской психолого-медико-педагогической комиссией,образовательными учреждениями, учреждениями и организациями здравоохранения и социальной защиты населения.
Основные направления работы по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса:
1. Профилактическое направление.
Профилактика– предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностическое направление.
Оценка индивидуального развития детей организуется в соответствии с требованиями.
3. Консультативное направление.
Помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются участники образовательных отношений.
4. Развивающее направление.
Формирование у воспитанников потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
6. Просветительско-образовательное направление.
Развитие педагогической культуры участников образовательного процесса.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательный процесс.
Субъектом сопровождения являются: обучающиеся, педагоги, другие сотрудники детского сада, родители обучающихся (законные представители).
Работа по обеспечению психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса проводится:
· с обучающимися;
· с педагогами;
· с другими сотрудниками;
· с родителями (законными представителями).
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
- администрация МБДОУ,
- педагог - психолог,
- воспитатели,
- специалисты: музыкальный руководитель
Ожидаемые результаты:
· Активное включение в образовательный процесс всех его участников.
· Создание условий для получения качественного образования детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
· Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей обучающихся.
· Своевременное выявление затруднений участников образовательного процесса при реализации образовательной программы дошкольного образования.